Основные неисправности и причины отказов топливной аппаратуры
Неисправности в работе топливной аппаратуры и причины отказа могут меняться в зависимости от того, на какой машине случилась неполадка. Универсального ответа на этот вопрос нет, поэтому особенности работы ТНВД стоит рассмотреть отдельно. Сегодня основной темой станут причины и признаки неисправности ТНВД в двигателе ЯМЗ. Конструкция подкачивающего насоса, используемого для подачи топлива из бака к ТНВД в двигатель ЯМЗ, очень простая и надёжная. Но рано или поздно из строя может выйти любая техника.
Признаки неисправности ТНВД
Понять, что ремонт ТНВД неизбежен, очень просто, основным признаком является снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива. Этого вполне достаточно чтобы обратиться в сервис, ждать каких-то других проявлений поломок нет смысла, так как в итоге стоимость ремонта только возрастает.
При неравномерной подаче топлива в цилиндры двигателя он начнёт показывать сбои в работе на малых оборотах. Также сбои могут быть замечены в работе отдельных цилиндров. Определить поломку просто, двигатель будет сильно вибрировать.
Основные причины неисправности ТНВД
В конструкции ТНВД есть наиболее уязвимые элементы, они могут выйти из строя в первую очередь и за их состоянием необходимо следить в первую очередь:
- поршни. Их две штуки, они работают раздельно. Один поршень на штоке, когда двигатель работает, он приводит в движение кулачковый вал ТНВД. А второй нужно приводить в движение ручным способом. Для этого перед запуском нужно подать солярку к плунжерным парам топливного насоса высокого давления;
- шток. Он оснащён роликом, который упирается в кулачковый вал;
- перепускной клапан;
- пружины. Они необходимы для осуществления обратного движения поршня и клапана;
- уплотнения. Нужны для герметичности всех соединений в конструкции двигателя.
Очевидно, что всегда проблемы в эксплуатации ТНВД обусловлены получением механических повреждений приведенных в списке узлов. Но существуют и иные причины возникновения поломок.
Как определить неисправности ТНВД
Каждый, кто в своей работе сталкивается с ЯМЗ, должен знать причины неисправности ТНВД. Стоит отметить, что признаки, которые будут сейчас перечислены, относятся ко всем типам ТНВД, их можно отметить и при эксплуатации МАЗ, ЯЗДА и другой техники:
- повышение расхода топлива в любом режиме работы двигателя;
- двигатель работает нестабильно. Машина дергается в ходе движения, этот признак заметнее на низких оборотах;
- двигатель сложно запустить, особенно при минусовых температурах;
- мощность мотора и другие динамические показатели становятся ниже;
- выхлоп становится более дымным;
- заметна утечка топлива из насоса высокого давления;
- в охлаждающей жидкости заметна масляная эмульсия;
- работа двигателя сопровождается сильным шумом.
Важно! Перечисленные симптомы неисправности ТНВД можно отнести к универсальным, они могут быть замечены в работе не только разной спецтехники, но и сигнализировать о поломках в разных системах автомобиля. Например, некоторые признаки будут замечены в случае выхода из строя системы охлаждения. Поэтому диагностика насоса высокого давления должна быть проведена в индивидуальном порядке.
По мнению опытных водителей, существует еще один признак поломки плунжера насоса ВД. Если двигатель глохнет «на горячую» при работе на холостых оборотах и он не запускается снова до полного остывания, то очевидно наличие неисправности. В этом же случае двигатель хорошо заводится в холодном состоянии.
Ремонт ТНВД
Признаки неисправности ТНВД являются причиной проведения ремонтных работ. Способ устранения неполадок зависит от типа устройства и причины поломки.
Водитель может заменить плунжерную пару самостоятельно. Справиться с этим может только специалист с опытом, для выполнения работы ему потребуется набор слесарных инструментов и новая плунжерная пара. Но оптимальным решением будет все-таки доверить эту задачу специалистам, а перед началом работы провести компьютерную диагностику. Только будучи в полной уверенности, что именно этот узел вышел из строя, его можно менять, так как стоит он дорого.
Если причиной отказа ТНВД стало заедание рейки, то нужно как можно скорее обнаружить место её прикипания. Для этого необходимо подкачивать зубчатый венец относительно рейки в соответствующей секции. Если заедание есть, то в ходе проверки будет обнаружен небольшой зазор. Источник проблемы можно обнаружить самостоятельно, но ремонт можно поручить только профессионалам.
Профилактика
Ремонт ТНВД является крайней мерой и водителям обязательно стоит обратить внимание на важность и эффективность профилактических мер. Неисправности ТНВД можно избежать путем применения простых и доступных мер:
- один или два раза в год обязательно должна проводиться промывка топливной системы;
- своевременная замена топливного фильтра. Чистить старый фильтр не имеет смысла, так как удалить грязь полностью невозможно;
- заправлять автомобиль качественным топливом. При необходимости каждый потребитель может получить всю информацию о топливе, на заправках имеется документация, где указана дата поступления топлива, а также состав, допуск к использованию и сезонность;
- зимой нужно использовать только сезонное топливо. Понизить температуру замерзания путем добавления в солярку специальных антигелей;
- машину можно оставлять на длительной стоянке с полным баком топлива, это особенно актуально для зимнего времени. Если бак будет пустым, или частично пустым на его стенках образуется конденсат, он стекает вниз и смешивается с топливом. С этой проблемой справится и удалитель влаги;
- количество топлива в баке не должно опускаться до критического уровня;
- если водитель не уверен в качестве топлива, необходимо самостоятельно добавлять в него специальные смазочные присадки.
Соблюдение этих мер позволит сохранить двигатель в рабочем состоянии, также от поломок удастся сохранить насос и всю топливную систему автомобиля.
Заключение
Каждый человек, использующий в работе спецтехнику МАЗ, ЯМЗ, ЯЗДА, ТМЗ и другие подобные агрегаты, должны знать, как определить неисправность ТНВД. Таким образом удастся вовремя обратиться за помощью к специалистам в сервисный центр и провести ремонт вовремя пока это ещё возможно. Если нужный момент будет упущен, повышается риск того, что для восстановления функций автомобиля потребуется дорогостоящий ремонт и замена всего двигателя. Хотя эта мера является крайней и довести машину до такого состояния непросто, но и такие случаи бывают. Практически всегда причиной становится полное пренебрежение состоянием машины.
Но неисправности ТНВД можно полностью избежать, для этого будет достаточно профилактических мер. Справиться с их выполнением может каждый водитель такой спецтехники, тем более что никаких дополнительных вложений они не требуют.
Если все-таки необходимость в проведении ремонта возникла, проводить его самостоятельно не стоит. Непрофессиональные действия могут привести к полному выходу из строя двигателя автомобиля, а восстановление после такого «ремонта» потребует еще больших вложений.