Что такое сцепление. Типы и основные функции
Сцепление – специальный узел в машине, участвующий в передаче и гасящий вибрации и колебательные движения. Оно рассоединяет взаимодействие двигателя и КП в нужное время, чтобы транспортное средство тронулось плавно, а также мягко переключилось с одной шестерни КПП на другую. В технике для этих целей используют диск сцепления.
Как устроено сцепление
Сухое сцепление состоит из следующих деталей:
- маховика;
- дисков (корзина сцепления);
- подшипника (он выключает контакт) и муфты;
- деталей привода.
Рассмотрим подробнее детали и принцип их действия.
Маховик
Он крепится непосредственно на коленчатом вале двигателя и через него происходит передача крутящего момента на трансмиссию. Сегодня применяют двухмассовые детали: одна часть крепится на коленвале, а другая является ведущей диска сцепления за счет закрепленных на ней фрикционных накладок. Все детали соединены пружинами, которые демпфируют вибрации.
Нажимной диск
Его называют также корзиной, так как он напоминает ее по форме своим корпусом, к которому сам диск присоединен пружинами. Они постоянно прижимают его к ведомому диску, обеспечивая передачу крутящего момента. Корзина вращается вместе с маховиком. Сегодня чаще применяется одна пружина, которая состоит из расположенных по радиусу пластинок, которые с одной стороны присоединены к корпусу, а в центре — к выжимному подшипнику.
Ведомый диск
Он расположен между маховиком и диском нажимным, ступица связана с первичным валом КП. Первый элемент состоит из частей, в основе находится диск из металла с фрикционными накладками по обе стороны. Есть демпфирующие пружины, смягчающие удары, которые способствуют плавности крутящего момента.
Нажимная муфта и выжимной подшипник
Это подшипник особой конструкции, который упирается в центральную часть диафрагменной пружины и производит ее сжатие при выжимании сцепления. Подшипник здесь необходим по простой причине: корзина вращается вместе с маховиком, и если бы не было подшипника, нажимная муфта подвергалась бы сильному износу. Наличие подшипника решает эту проблему, так как муфта давит на его внешнюю часть, которая не вращается, а усилие на пружину передается с помощью внутреннего кольца.
Из чего состоит привод
Это части включения и выключения. Сюда входят:
- вилка, которая движет нажимную муфту;
- тросы механического привода;
- гидроцилиндры;
- трубки гидропривода;
- педаль и пр.
Типы сцепления
Его механизмы делятся на виды:
- по виду трения – оно бывает сухим и мокрым;
- по числу ведомых дисков – одно-, двух- или многодисковым;
- по виду управления – действие происходит с гидравлическим, электрическим, механическим или комбинированным приводами (последний может быть, к примеру, гидромеханическим);
- по режиму включения – постоянно и непостоянно замкнутыми;
- по количеству передач крутящего момента – одно-, или двухпоточными;
- по расположению и виду нажимных пружин – несколько цилиндрических, которые располагаются по кругу нажимного диска, и с центральной пружиной.
О сухом и мокром сцеплении
В сухом типе диски контактируют только с воздухом. Мокрое же предусматривает использование их в жидкости. Первый вариант является более распространенным для современных транспортных средствах.
Мокрый тип использует масляную ванну, к нему прибегают обычно в мотоциклах, так как их силовые агрегаты имеют масляный картер, общий для мотора и коробки передач. На авто сегодня такой вид фактически уже не используется.
Что входит в комплект сцепления
В комплект сцепления входят ведомый и нажимной диски, муфта. Частью некоторых комплектов являются также маховик, направляющая втулка муфты и вилка.
Одним из элементов гидравлической системы является главный цилиндр сцепления (ГЦС). Он помогает передавать усилия на вилку, которая выключает сцепление, прижимая подшипник к лепестковой пружине корзины. Деталь устанавливается за педалью сцепления и связана штоком – толкателем. Существует всего два цилиндра, которые обеспечивают работу гидропривода. Второй – рабочий, установленный на картере и связан штоком с вилкой выключения.
Принципы работы
Рассмотрим подробнее принцип функционирования сцепления распространенного сухого типа, который работает просто. Оно включено постоянно благодаря диафрагменной пружине, которая прижимает нажимной диск к ведомому и маховику. Весь узел работает как единое целое и работа целиком направлена на коробку передач.
Когда передачи переключаются, сцепление отключается – пружина сжимается при нажатии на педаль, ее пластины действуют в качестве рычагов и отводят нажимной диск от ведомого. В это время крутящий момент не передается коробке и дает возможность сменить передачу. После этого педаль отпускается, и вся работа с крутящим моментом продолжается.
Самым важным является начало движения, при котором проявляются все возможности сцепления. Оно устроено так, что диски прижимаются друг к другу с разной силой и передача крутящего момента происходит в той степени, в какой нужно в этот отрезок времени. При легком нажатии на педаль диски прижмутся друг к другу слабо, так же будет передаваться крутящий момент, что позволяет тронуться с места и плавно разогнать авто.
Неисправности сцепления
Сцепление – важная деталь любого транспортного средства, важно следить за его исправностью. Чаще всего оно выходит из строя из-за естественного износа деталей. Фрикционные диски со временем изнашиваются, становятся тоньше, а пружины – слабеют. В этом случае запчасть требует замены. Если колеса пробуксовывают, то это говорит о загрязнении маслом или другим веществом трущихся деталей, и их следует очистить.
Другими признаками неисправностей являются проскальзывание, рывки, стук, неправильная регулировка тяги, воздух в гидроприводе и прочие нарушения. Если вы их заметили, то следует обратиться к специалистам.
Заключение
«РРСавтоГрупп» является официальным дилером ПАО «Автодизель» (ЯМЗ), АО «ЯЗДА». Здесь продаются запчасти для техник ЯМЗ, ЯЗДА, ТМЗ, МАЗ. Если нужна замена сцепления, то можно также обратиться за ремонтными работами в сервис. Все запасные части в каталоге оригинальные и имеют сертификаты. Заказать их можно прямо на сайте компании. Если есть сложности с выбором, то специалисты помогут найти правильное решение. Они знают, какие детали сегодня популярны и подойдут для той или иной модели. Доставка осуществляется на указанный адрес.
Производители спецтехники рекомендуют устанавливать оригинальные запчасти, что снизит риски поломок транспортного средства!